?

Log in

No account? Create an account

Михаил Ульянов об актёрском мастерстве и мастерстве режиссёра - 2 - Облако-9

Jun. 9th, 2014

08:29 pm - Михаил Ульянов об актёрском мастерстве и мастерстве режиссёра - 2

Previous Entry Share Next Entry

Начало здесь.

Ульянов. ...Поэтому шёл поиск непривычного для меня грима, манеры поведения и проявлений человека, в которых я всё дальше уходил от себя, чтобы раскрывать характер, столь чужой мне. Сложность была и в том, чтобы в экстравагантных, почти фарсовых ситуациях оставаться человеком, а не паяцем, не скоморохом. Трудно! Ибо этот тип - он ведь актёр в жизни, он всё время играет. Играет хорошего человека, играет деятельность, играет любовь. Он всё время что-то изображает, он стал актёром в жизни. А мне, актёру, надо этого "актёра в жизни" сыграть - эвона какая "Принцесса Турандот" получилась!

При всей остроте актёрской игры от меня требовалось собирать образ мелкими мазками, почти китайской тушью, в микродеталях. К тому же, актёрская сущность моего персонажа стала для него маской, уже неотрываемой от его лица. Первый кадр, как говорили мне, производит странное впечатление: на экране появляется какой-то ёрничающий, подпрыгивающий господинчик, чего-то выпендривается, выкручивается, что-то кричит. Многие зрители не понимают, не принимают, даже раздражаются, ибо считают, что "актёрство актёра" идёт не от персонажа, а от исполнителя - от меня... Так или иначе, но я этой ролью своей доволен. Это - работа, труд, а не присутствие в кадре, уютно устроившись в кресле.

Поскольку речь зашла о картине, скажу и о Никите Михалкове, её постановщике. Во время совместной нашей работы я безоговорочно верил Михалкову. Прежде всего потому, что он моложе меня и, следовательно, острее видит жизнь - меньше скован предшествующим опытом. И режиссёр он, на мой взгляд, в высшей степени современный. Он постоянно совершенствует своё знание профессии. Он не боится учиться при всех своих успехах, уже признанных на родине и за рубежом. А это свидетельство истинного таланта. Чаще бывает, что даже случайно попав на вершину, начинают там обосновываться, пишут своё имя. Настоящий же альпинист, поставив флажок, уже мечтает о том, как полезет на следующую гору, а не о том, чтобы читали его имя и знали, что он здесь был.

Попутно замечу, что режиссёрский профессионализм в кино - дело сложнейшее. Труднодостижимая цель, хотя и кажется близкой. Она как мираж - вот-вот сейчас дотянешься рукой, и всё! Но не дотянешься никогда. Особенно важно здесь знание цели - куда идёт режиссёр и куда он ведёт актёров...

О Михалкове я заговорил потому, что опыт работы с ним у меня наиболее свеж, и ещё потому, что его взаимоотношения с актёром, с группой представляются мне современными, отвечающими сегодняшнему уровню киноискусства. Никита Михалков обладает чувством целого и непреклонностью в осуществлении замысла. Например, у меня в роли он сократил, как мне кажется, выгодные игровые моменты. Конечно, сначала было обидно, но он сумел убедить меня, что так лучше.

Зоркая. Любопытно, то же самое и почти в тех же словах рассказывал, снявшись в роли слуги Захара в "Обломове", Андрей Попов. Михалков и у него вырезал большую игровую сцену и ухитрился убедить, что это для него счастье, подарок...

Ульянов. А как же? Так и надо обращаться с нашим братом. Ведь актёр (по себе знаю!) никогда свою сцену не сократит, такова уж наша натура актёрская. Да к тому же и в сцену эту, надо думать, вложено было немало. Но режиссёрское сознание подчинено художественному целому фильма, спектакля. И это тем сильнее проявляется, чем талантливее режиссёр.


(с) Текст набран по книге-сборнику "Никита Михалков" - М.: Искусство, 1989.



P.S. Помогу Михаилу Александровичу выразить мысль о своём персонаже точнее. Актёр должен был сыграть в фильме "Без свидетелей" негодяя, подлеца, который лжёт постоянно, создаёт впечатление о себе как о хорошем человеке. А подленькая его сущность должна была проявиться не сразу, а исподволь. Зритель не сразу должен был понять, кто перед ним. Проходит некоторое время, пока не становится видна вся неприглядная картина маслом. Актёр постоянно должен был помнить об этой сложности и стараться по капле "выдавливать из себя раба", и вот эти капли к концу киноповествования собираются в полноценный сосуд - представление о человеке таком, какой он есть на самом деле, а не каким он изображает себя.

Режиссёр фильма Никита Сергеевич Михалков выступает, к слову, в этом фильме как изобличитель злой сущности героя и как защитник героини, его бывшей жены и второго персонажа фильма. Зло должно быть наказано и повержено. В этом выразилась однозначная авторская позиция режиссёра, переделавшего пьесу С. Прокофьевой "Беседа без свидетелей" с этой целью. В последний момент героиню спасает её муж, и дана ретроспектива через шесть лет, где показана её счастливая жизнь.

И ещё, к слову. Вспомнился анекдот об истине:
"Все специалисты - это высокообразованные знатоки «закона Ома для участка цепи в полдевятого вечера в доме Ивановых». В доме Петровых и утром - всё иначе. Всей цепи вообще никто не видит".

Так вот, режиссёр видит всю цепь Ома. Именно поэтому он и режиссёр и руководит всем проектом. В этом его коренное отличие от актёров и остальных участников проекта.

Current Music: ЗИМОВЬЕ ЗВЕРЕЙ - Комплекс уродов